четверг, 30 июня 2022 г.

Page numbering was done by at least 4 scribes.


     Нумерация страниц рукописи, в отличии от нумерации тетрадей (quire) выполнена графикой, появившейся в середине 15 века. На протяжении нескольких десятилетий в зависимости от предпочтений (школы) писарей одновременно применялся как старый так и новый стиль графики цифр. Иногда для различных целей одновременно в одной книге использовали сразу 3 вида цифр (+ римские). 




Старый стиль арабских цифр постепенно замещался новым стилем с течением времени, в результате смерти старых писарей. Например ниже на левом рисунке 4 написана старым стилем , а 7 уже новым. 
Самая  поздняя запись старым стилем, который мне встретилась датирована 1521 г. Но старый стиль мог еще долго сохраниться в отрезанных от новых веяний общинах, в Новом свете или  Дальнем Востоке.



Шрифт, которым делалась сквозная нумерация, на протяжении всего манускрипта имеет строгие правила.
а. цифры 0 и 2 располагаются в базе строки (на следующем рисунке между  двумя красными  горизонтальными линиями).

б. числа 3 и 9 располагаются на базе строки и в подстрочнике. При этом первый верхний крючок цифры 3 идентичен крючку 2 и располагается в базе строки, а вот второй опускается в подстрочник.
второй штрих (слеш) цифры 7 опускается в подстрочник на 0,3- 0,5 его высоты.

в. цифры 6 и 8 располагаются в базе строки и "надстрочнике".

г. цифры 1 и 5, а так же вертикальная черта цифры 4 регулярно поднимается выше и опускается ниже базы строки. Крюк цифры 4 ограничивается базой строки. 



Соблюден один масштаб




Нумерация тетрадей сделана старым стилем цифр.

Здесь заметны некоторые особенности.
Метки 6 и 7 принадлежат одной руке (перу, времени написания ) исходя из качества (темные) чернил. Метки 7 и 17 принадлежат разным рукам. 7 в числе 17 симметричная, а в 7 пологая.

Метки 3 и 13 разные руки.

Метки 13, 15, 17, 11(?)  принадлежат одной руке. Число 11  я сюда включил из-за заходного штриха (в красном круге), которых нет в других сокращениях 9(us).

Метки 19 и 20 принадлежат еще одной руке. Цифра 2 в числе 20 больше базы строки. Нет сокращений. К тому же 2 и 0 должны быть одного размера. 

Масштабы сохранены



Отдельно нужно посмотреть сокращение Q8.
Ранее на Нинзя я публиковал следующее соответствие сокращений MS408 c   рукописью написанной до 1466 года.
Напомню, что в средневековой латыни буквы V=  W = U на разных территориях (диалектах).
Современное порядковое числительное "восьмой " octavus пишется через V. В Манускрипте Войнича в сокращении q8 пишется через U octauus, точно так же как в сравниваемой рукописи.
Возможно писарь книги и человек делавший нумерацию тетради принадлежали к одному диалекту (школе).
Но это должно быть отдельное серьезное исследование, на каких территориях какая буква использовалась? Было бы интересно узнать мнение Гельмута по этому вопросу.





Рассмотрим последовательно особенности написания всех цифр.

Написание цифры 0 разделяется на несколько групп. 
В числах 40, 50, 90, 104 первый штрих можно сопоставить с eva-i. В числах 105, 106, 108 базой отчетливо является eva-e. 


Написание "1" отличается углом наклона.
 Группа 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18, 19,100, 108, 111 пишется либо вертикально , либо близко к обратному слешу.
Еще еще отличие в виде отскока пера вправо, внизу вертикальной черты ( 19, 21, ...), а так же наличием начальной засечки вверху (1, 10, 19....)

Для группы чисел 2, 24, 25, 32, 42, 82, 102 характерна увеличенная горизонтальная черта.
В группе 21, 22, 26, 27, 28, 29 горизонтальная черта задирается верх.
Написание чисел 23 и 32 явно принадлежит разным рукам.
Цифра 2 только в числе 72 пишется в виде буквы z.


Для группы чисел 23, 43, 53, 73, 93, 3(?) характерно наличие засечки в начале верхнего штриха, и небольшой наклон слева на право этого штриха. К этой же руке нужно отнести число 52.
Для группы 31, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 39, 83, 103 характерно  начало верхнего штриха близко к базе строки.
Еще одна группа 13, 30, 37(?), 103(?)  



В цифрах 4 существенных различий не наблюдается, кроме того, что внизу вертикальных линий чисел 34, 40, 42, 44, 45, 46 есть отскок пера.

В написании цифры 5 наблюдаются две тенденции. В группе 25, 50, 51, 56, 57, 58, 65, 75, 95 при завершении нижнего штриха перо писаря фиксирует окончание штриха "точкой" . В остальных числах этот штрих постепенно истончается при движении пера вниз. 



Здесь необходимо отступление, что бы оценить время  нанесения нумерации страниц. 
Нумерация q1 сделана до появления отверстий от червя. Видно, что червь повредил краску цифры 3.

Другое происходит при написании числа 115. Число 115 написано  после образования отверстия. Из-за наличия отверстия пришлось занизить расположение цифры 5 относительно цифр "1", но при написании горизонтального штриха перо все таки зацепилось за край отверстия и чернила брызнули вниз.  


Является ли  наличие этого отверстия исключительным для этой страницы , или это отверстие соответствует отверстию на f116v, помеченное желтым эллипсом? 




В первом случае, это соответствует  наличию других отверстий на листах f114r, 115r. Это подтвердит, что бифолио 104-115, 105-114  принадлежит неучтенной Quire. (пост # 40 )

Во втором случае,  отверстие (желтый эллипс) сдвинутое в результате покоробления левого верхнего угла f116v, соответствует отверстию под 115. Но почему такая большая разница в размерах? И почему нет следа на f114v? У меня есть догадка, но необходимо проконсультироваться с Лизой Ф. Д.   
Во втором случае получается, что часть нумерации сделана в конце 16 века или даже 17.

_____________________________________________________________________________

Числа 6, 16, 26, 36, 56(?) принадлежат одной руке.

Числа 66, 67, 67', 68, 69, 116* принадлежат второй руке. 
67' - смытый номер.
116* - повторно исправленная цифра 6 второй рукой



Третьей рукой написано только число 96. Этот номер необходимо было написать после отрезания f96rv2, на котором ранее находилась метка номера страницы. 
Чем отличается число 96 от 69 (вторая рука)?
а. 96 написана увеличенным шрифтом (размашисто)
б. цифра 9 в числе 96 написана на базе eva-e, а 9 в числе 69 - на базе eva-i
в.  цифра 6 в числе 96 строится на базе горизонтального эллипса, а все остальные шестерки - на базе вертикального эллипса.

К еще одной руке я отношу 46, 65(?), 76, 86, 106(?). Похоже, что писарь начинает писать цифру движением вверх, а затем по той же линии перо возвращается вниз. 

Дополнительным подтверждением того, что существовал лист f96rv2 являются отпечатки на f96r, которые мог оставить только рисунок со страницы f96r2




Различие рук по цифре 7 определить сложно. Выделяется только 7 в числе 78, где верхняя черта пишется строго горизонтально и имеет засечку.  



Цифра 8 в группе цифр 8, 18, 28, 58(?), 80 основана на eva-e, а в группе 48, 68, 78, 84, 85, 86, 87, 88, 108 - на eva-i , как eva-d в некоторых случаях основном тексте. 


На странице f87v есть отпечаток первой восьмерки  по порядку написания от номера 88.

Цифры 9 в числах 29 и 93 идентичны и "скобка" внизу заканчивается точкой, как у примерно половине цифр 5.
В числах 79, 89, 94, 96 нет истончения скобки внизу, в отличии от других 9.


 В итоге как распределяются руки принимает следующий вид. 

Первая рука выделена зелеными прямоугольниками. 
Вторая рука - красные прямоугольниками.
Третья рука - сиреневый прямоугольник (одно число)
Четвертая рука - оранжевые прямоугольники.
Числа выделенные коричневым, черным и серым цветом каждые принадлежат внутри цвета одной руке. Это могут быть как самостоятельные руки, так некоторые могут входить в первые четыре. 
Числа, у которых в числе 5 линия к низу постепенно истончается скорее всего принадлежат к руке 1 (зеленый)

Чем можно объяснить , что руки внедряются друг в друга?
У меня создалось впечатление, что нумерация q1 сделана старательно, остальные прозаично и в более позднее время.



Комментариев нет:

Отправить комментарий